» » » Что такое кандидоз

Что такое кандидоз

По наблюдениям врачей, три женщины из четырех хотя бы один раз в жизни сталкивались с так называемой «молочницей» – грибковым поражением наружных половых органов и влагалища.

ПРИ НАЛИЧИИ ЗУДА, ВЫДЕЛЕНИЙ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ АНАЛИЗЫ НА ЗППП

Запишитесь на прием гинеколога в Уфе

Дрожжеподобные грибы типа кандида широко распространены по всему миру. Они-то и вызывают поражение вульвы и влагалища, то есть кандидозный вульвовагинит. Это заболевание составляет до половины всех грибковых поражений, но грибки могут вызывать также заболевания полости рта (так называемая «молочница» детей), толстой кишки, кожи.

Эти грибы считаются условно-патогенными. Они встречаются у большинства здоровых людей (кандидоносительство), а при воздействии неблагоприятных внешних и внутренних факторов, ослабляющих защитные силы организма, вызывают заболевания.

Грибы попадают в половые пути женщины из кишечника, при контакте с больными или носителями, через инфицированные предметы. Грибы могут заселять и полимерные предметы – катетеры, внутриматочные контрацептивы. Заразить можно и половым путем, но врачи считают, что этот путь заражения не является основным, а некоторые врачи вообще отрицают этот путь заражения.

Гормональные нарушения, лечение антибиотиками, прием гормонов снижают сопротивляемость организма и приводят к грибковому заболеванию. Учитывая, что кандиды хорошо размножаются в среде, богатой углеводами, сахаром, грибковые поражения часто провоцируются сахарным диабетом. То же можно сказать и о беременности, так как у них клетки влагалища накапливают гликоген. Интересно, что после родов у многих таких женщин кандидоз исчезает, что, по-видимому, связано с гормональной перестройкой в организме.

В зависимости от длительности заболевания различают:

• острые формы – до двух месяцев;
  • хронические – при наличии минимум четырех рецидивов в год.

Течение кандидоза без лечения может быть длительным и продолжаться месяцами и годами.

Симптомы заболевания очень характерны: покраснение слизистых оболочек вульвы и влагалища, характерный серовато – белый творожистый налет, выделения из половых путей с неприятным запахом. Наиболее постоянный симптом, вызывающий больше всего жалоб, – это мучительный зуд.

Зуд может усиливаться вечером и ночью, после длительной ходьбы, во время менструации. Иногда могут быть зуд и жжение при мочеиспускании. Наблюдаются стертые формы кандидоза с непостоянным зудом и незначительными выделениями.

Диагноз заболевания ставится достаточно легко, на основании симптомов и мазков. В некоторых случаях может понадобиться посев на питательные среды, чтобы определить штамм грибка (их несколько видов), так как некоторые часто назначаемые врачами средства не действуют на отдельные штаммы. По-видимому, что отчасти объясняет рецидивы заболевания.

В последние годы разработано множество средств для лечения кандидоза. Если 40 лет назад врачи практически пользовались одним средством – препаратами борной кислоты, то сейчас существуют десятки интравагинальных кремов, вагинальных свечей, интравагинальных аэрозолей, таблетки для приема внутрь.

Эти средства должны назначаться врачом. При хронических формах необходимо лечить и фоновые заболевания, и повышать иммунитет. Рекомендуется диета, богатая витаминами. Лечение полового партнера обычно не требуется, но рекомендуется при рецидивирующих инфекциях. Необходимо также знать, что в течение трех дней после введения вагинальной свечи не стоит использовать презервативы из-за возможного их повреждения веществами, содержащимися в данных свечах.

Целесообразно использование эубиотиков и других аналогичных средств, нормализующих микрофлору влагалища.

Эффективность лечения оценивается по исчезновению субъективных ощущений, динамике симптомов заболевания, по результатам мазков. Первый мазок рекомендуется сдать через 1 неделю после завершения лечения, а повторный через 4-6 недель.

Эффективность лечения зависит не только от вида назначаемого препарата, но и от дисциплинированности пациентки. Применение ряда средств связано с некоторыми бытовыми неудобствами, поэтому пациентки иногда самостоятельно рано прекращают лечение, как только исчезают основные симптомы заболевания. Понятно, что это приводит к рецидивам.

Учитывая распространенность кандидозов, частоту рецидивов, ученые надеются разработать эффективную вакцину, но пока идут только начальные стадии испытаний подобной вакцины.