» » » Цистит у женщин – симптомы, лечение, причины цистита

Цистит у женщин – симптомы, лечение, причины цистита

​​​​Урология – дословно в переводе означает «наука о моче». К урологам обращаются пациенты с заболеваниями мочевых путей. Моча, формирующаяся в почках, выделяется из организма по мочевым путям. Мочевой тракт можно разделить на два отдела – почечные чашечки, лоханка почки и мочеточники, – это верхний отдел, и нижний отдел, включающий мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

У мужчин нижний отдел мочевых путей функционирует комплексно с мужскими половыми органами. Поэтому у мужчин урологи лечат не только мочевые пути, но и мужские половые органы. У женщин мочевые пути и половые органы разделены, мочеиспускательный канал выполняет только функцию выведения мочи, так что женщины обращаются к урологу только с заболеваниями мочевых путей, а проблемами половых органов занимаются гинекологи.

К тому же, к урологу женщины нередко обращаются именно по направлению гинеколога. Это связано с тем, что при появлении определенных жалоб, таких, как болезненность над лоном, непонятные выделения, зуд, жжение, многие женщины привычно направляются к гинекологу, и только после исключения гинекологических заболеваний попадают к урологу. Так что уролог – это врач не только для мужчин, как иногда ошибочно полагают пациентки, но и для женщин.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся у женщин заболевания нижнего отдела мочевых путей, с которыми пациентки обычно обращаются к урологу.

На первом месте по частоте обращений женщин к урологу находится воспаление мочевого пузыря, – цистит. Считается, что до 30% женщин в возрасте от 20 до 40 лет хотя бы раз в год переносят мочевую инфекцию. У женщин старшего возраста частота циститов еще более высокая. В целом, цистит у женщин встречается гораздо чаще, чем у мужчин.

Врачи объясняют это анатомическими особенностями женского организма: женская уретра находится очень близко к влагалищу и анусу, а следовательно, и к тем микробам, которые находятся в этой области.

ПРОЙТИ ОБСЛЕДОВАНИЕ НА ИНФЕКЦИИ

Именно поэтому лабораторные анализы при цистите довольно часто выявляют кишечную палочку.
Кроме того, женская уретра значительно короче мужского (от 3 до 5 см) и относительно шире. Поэтому возбудители инфекции довольно легко проходят уретру, попадают в мочевой пузырь и вызывают его воспаление. Часто можно выявить провоцирующие факторы, способствовавшие началу цистита: переохлаждение, запоры, гормональные нарушения, особенно в период менопаузы, обменные нарушения. Не всегда удается точно выяснить причину цистита.
Цистит может быть острым и хроническим. Симптомы, характерные для цистита, – нарушения мочеиспускания, учащенное и болезненное мочеиспускание, болезненность в надлонной области, большое количество лейкоцитов в моче, моча мутная, в конце мочеиспускания может быть несколько капель крови. Эти симптомы могут быть выражены в разной степени, более резко, остро – при остром цистите, а при хроническом более стерто.

Для уточнения диагноза при остром цистите обычно назначаются анализы мочи, бакпосев мочи, возможно, УЗИ, цистоскопия.

При адекватном лечении (антибиотики, тепло, питье, травяные препараты), острый цистит проходит за 5-7 дней. Такую инфекцию мочевого пузыря еще называют неосложненной, в отличие от хронического цистита. При хроническом цистите, протекающем длительное время и с трудом поддающемуся лечению, обычно удается выявить какие-то органические изменения, препятствующие нормальному опорожнению мочевого пузыря, такие, как камень мочевого пузыря, сужения уретры, опухоли и др. эти изменения поддерживают воспаление. в таких случаях лечение очень затруднительно.

Для правильного диагноза нужны не только анализы мочи, но и цистоскопия, УЗИ, компьютерная томография. Можно привести пример, когда пациентка перенесла гинекологическую операцию.

В последующие полтора года она безуспешно лечилась от хронического цистита, и только цистоскопия выявила петлю хирургического шва от гинекологической операции, выступающую в полость мочевого пузыря, пациентка была направлена в стационар, проведена операция, шовный материал удален. После этого наступило излечение от цистита.

В целом можно сказать так: при острых циститах не всегда удается определить причину, но лечение проходит благополучно. При хронических же циститах излечения практически не бывает, пока не выявляется причина, поддерживающая воспаление.
Помимо инфекционных циститов, есть еще форма цистита, которая представляет очень большую проблему, как для пациентки, так и для уролога. Это так называемый нейрогенный цистит. Симптомы цистита беспокоят женщину в течение длительного времени, но обычное лечение не помогает, а обследование, даже очень тщательное, не выявляет никаких изменений.

Врачи предполагают, что в таких случаях имеются нарушения мочеиспускательного рефлекса на пути от центральной нервной системы до мочевого пузыря, то есть имеются неврологические нарушения , отсюда и название – «нейрогенный мочевой пузырь».

Поскольку причины таких циститов точно не изучены, постольку и методов лечения, абсолютно успешных, пока не предложено.
Уретрит (воспаление мочеиспускательного канала) – еще одно заболевание, с которым женщины обращаются к урологу. Уретрит у женщин встречается реже, чем у мужчин, и протекает несколько по-другому. Если пациент – мужчина – сразу обращает внимание на обильные выделения из уретры, покраснение вокруг наружного отверстия уретры, то у женщин выделения из уретры обычно меньше, так как короткая и широкая уретра интенсивно промывается мочой, а те выделения, которые все-таки есть, женщина принимает за выделения из влагалища. Поэтому в основном пациентка обращает внимание на болезненность, рези при мочеиспускании, иногда – вообще небольшое жжение и зуд.

Причины уретрита: инфекции, функциональные нарушения, такие, как снижение тонуса уретры, гормональный дисбаланс (менопауза), травмы, какие-то опухоли, неопухолевые заболевания (полипы, папилломы).

Для уточнения диагноза также необходимы анализы. Надо знать, что обычный анализ мочи в таких случаях мало что дает. Материал для исследований надо брать непосредственно из уретры специальным зондом с глубины 2-4 см, причем не раньше, чем через час после мочеиспускания. Это важно для получения достоверного результата. Инфекционный уретрит лечится успешно, если пациентка и ее половой партнер лечатся оба и выполняют все назначения. (Принципы такие же, как и при лечении цистита, – антибиотики, тепло, питье). Особенность лечения уретрита у женщин в том, что обязательно надо санировать влагалище (то есть надо посетить гинеколога), иначе будут рецидивы уретрита. При уретритах в период менопаузы возможно назначение гормональных, эстрогеносодержащих мазей и свечей.
Если при обследовании выявляются какие-то опухолевые и неопухолевые заболевания уретры, то пациентка направляется в стационар, где решается вопрос об оперативном лечении.

Не надо забываться и о таких заболеваниях, как рак мочевого пузыря и рак уретры. Они встречаются нечасто, но все-таки могут иметь место.

К большому сожалению, врачи замечают, что эти заболевания выявляются поздно, и прогноз на поздних стадиях очень сомнительный. Отчасти так происходит потому, что симптомы рака мочевого пузыря на ранних стадиях неопределенные. Женщины не обращаются вовремя к врачу, игнорируя некоторую болезненность в области мочевого пузыря, периодические выделения из уретры. Кровь в моче появляется уже позже.
Таким образом, есть ряд заболеваний, в которыми женщина должна обращаться к урологу и лечиться у него. Есть специфические методы исследований, которые проводятся урологами (цистоскопия, уретроскопия) и позволяют поставить правильный диагноз. Успешные лечение цистита и уретрита возможно после установления инфекционного агента или другой причины заболевания.
Чтобы избежать возможных рецидивов, лечение у уролога должно сопровождаться обязательным посещением гинеколога и лечением возможных инфекций половых путей.